Сибирский шаманизм уходит своими корнями в незапамятные времена. Именно из этого региона произошло само слово «шаман», которое стало в наше время интернациональным. «Классический» образ сибирского шамана, каким его себе представляют большинство людей, сформировался после исследований культуры народностей алтайского региона бурятов, монголов, тунгусов и др.
Однако, несмотря на то что общие признаки шаманских традиций этих народностей совпадают, в деталях между ними имеются довольно существенные различия. Причина этого состоит в огромной площади географического региона, в котором они проживают, и в историческом соседстве с различными племенами, которые оказывали свое влияние на культуру монголов, бурят и других народов, населявших Алтайский край.
Мировоззрение исконных жителей Сибири во многом похоже на верования и стиль поведения американских индейцев. Почтение, испытываемое перед Матерью-Землей, Отцом-Небом, а также духами животных и природы, выработало среди сибирских племен стиль жизни, преисполненный уважения к естественным природным силам и заставляющий человека избегать причинения вреда окружающей его природе. Монголы верят, что целью существования человека является жизнь тегш, т. е. в равновесии с природой. Человек, разделяющий такое мировоззрение, получает источник огромной силы и оказывается в одиночестве в центре своего собственного мира с бесконечным голубым Отцом-Небом сверху и поддерживающей и питающей его Матерью-Землей снизу. Живя правильной и достойной уважения жизнью, человек (хан)может поддерживать баланс в своем мире и таким образом максимально увеличить свою личную силу (хиимо-ри). Небо, Земля, а также духи природы и предков удовлетворяют любые нужды и защищают всех людей. Если же баланс в жизни человека нарушается вследствие болезни или вмешательства духов, ему не обойтись без помощи шамана.
Описанные выше аспекты традиционных шаманских представлений рассматриваются в том варианте, в котором они существуют в Монголии, однако их форма у других исконных народов Сибири отличается незначительно.
Еще во времена царствование Петра I, западноевропейские ученые путешествуя с научными этнографическими исследованиями по Сибири, выявили особенную религию коренных народов, названной «Уральской», позже «шаманской» или , которая впервые была описана в начале 18 века
Cлово шаман употребляемое многими народами Сибири, особенно восточной ее части, не является, по первоначальному происхождению, словом коренных жителей, хотя в первые появляется в европейских языках с в 17 веке, в связи с ссылкой в Сибирь старообрядцев — раскольников.
Слово шаман, как установлено исследователями шаманизма Сибири, происходит от китайского слова Ша — Мэн, в котором Ша — Мэн означает одновременно буддийского монаха и колдуна.
Еще есть версия, что слово шаман имеет индоевропейские корни.
Так в индийском ( санскритском) языке существует слово «Шрамана», обозначающее странствующего монаха, аскета, человека странника или путешественника, являющееся уважительным словом.
Таким словом еще называли древних индийских аскетов – отшельников. Аналогом этого слова в русском языке, является слово «странник».
В средней Азии у киргизов и казахов, аналогичные колдуны и странники называются «Баксы». http://www.tobolzk.ru
Испытал на себе шаманскую болезнь очень тяжелый и тернистый путь прошел несколько
посвящений и этот путь только коренных народов и у каждого народа своя вера терпенья всем мира и добра.
Почему люди пишут только традиционное мировозрение шаманов? Ведь есть в шаманизме более осознанные шаманы, например шаман Алекс и думаю есть ещё. В старом шаманизме много заблуждений, которые ограничивают свободу и ещё более глубокое самопознание. Зачем думать, что всё понял, ведь мир это многогранная иллюзия и можно новую иллюзию принять за истину. Желаю всем осознания своей природы!