В религии сибирских шаманов главными живыми существами в мире являются Отец-Небо (Тенгер Итсег) и Мать-Земля (Газар Иидж). Согласно преданиям, Чингисхан, который объединил монгольскую нацию, получил свою силу нецосредственно от Тенгера, и по этой причине все свои приказы он начинал словами «Согласно воле Бесконечного Голубого Неба…». Монголы и другие народы, поклоняющиеся Отцу-Небу, почитают его именно в той форме, в которой видят как вечное, бесконечное голубое небо над головой. Он не принимает человеческого образа, хотя, как считается, имеет, по меньшей мере, Двух сыновей. Культ поклонения Отцу-Небу и Матери-Земле является общим для всех населявших Сибирь народов, встречаясь также среди многих племен американских индейцев.
Погода считается прямым выражением характера Тенгера. Он создает и поддерживает баланс во всем мире, и естественные изменения погоды, как и смена времен года, вызываются именно им. Молния является выражением гнева Тенгера или указателем места сосредоточения высоких духовных энергий. Когда удар молнии считается знаком гнева, вокруг того места, куда она попала, шаман исполняет специальный ритуал (камлание) и танец ёхор, чтобы послать ее обратно на небеса. Объекты, в которые ударила молния, а также метеориты и древние артефакты носят название Тенгерин Ус (волосы Неба). Как считается, они содержат дух, который называется угла и представляет из себя сконцентрированную небесную энергию. Предметы, в которые попала молния, а также метеориты можно положить в молоко или спиртной напиток, чтобы напитать эти жидкости энергией заключенного в таком объекте духа. Шаманы пьют приготовленный подобным образом напиток, чтобы получить силу духа угла. Еще одной формой Тенгерин Ус является безоар , который используется в магии вызова дождя. Это твердая масса наподобие камня или окаменевшего волосяного шарика, которую находят в желудке и кишечнике животных, чаще жвачных, и людей. В древности безоар считался эффективным противоядием.
Ни один шаманский ритуал не начинается без призыва Отца-Неба, Матери-Земли и предков. В ходе ежедневной деятельности человек также должен всегда ощущать присутствие Тенгера и строить свою жизнь в соответствии с этим. Например, когда открывают новую бутылку спиртного, часть ее надо отлить в сосуд, вынести его наружу и предложить Отцу-Небу, Матери-Земле и предкам.Точно так же хозяйка дома должна предложить духам молоко и чай. Для этого женщина обходит вокруг юрты и слегка выплескивает напиток по три раза в каждом из четырех направлений.
Роль Тенгера в определении судьбы каждого человека считается очень большой, что в разговорном языке выражается такими фразами, как Тенгерин бошиг (воля Небес). Согласно этой же традиции, женщины всегда должны держать кухню и кухонные принадлежности в чистоте, потому что позволить им оставаться грязными считается оскорблением Отца-Неба. По праздникам и во время ритуала принесения жертвы духам гор к Тенгеру обращаются с молитвами и также совершают жертвоприношение. Кроме того, в особых случаях исполняется специальный ритуал принесения жертвы только Отцу-Небу. К нему же обращаются во время церемоний вызова дождя, которые проводятся в специальных посвященных Тенгеру и духам гор храмах обу. Каждый человек имеет право прямо обратиться к Отцу-Небу за помощью. Однако, когда взаимное равновесие человека и мира нарушается в результате какого-либо бедствия или вмешательства могущественного духа, только шаман с помощью силы своих собственных духов способен восстановить связь своего пациента с Тенгером и баланс во Вселенной.
Свежие комментарии