Удмуртская шаманская традиция туно. Крези

Часть 1.
Древнее песнопение, преимущественно распространенное среди удмуртов, проживающих в северных районах республики, представляет собой уникальное явление в них нет четкого смысла, передаваемого словами в общепринятом понимании традиционных песен. Они не имеют словесных текстов. Песня состоит из фонем — набора отдельных звуков, слогов и отдельных слов, которые в разных песнях повторяются. В них отсутствует смысловое содержание, акцент делается на звуковой стороне речи. Напевы представляют собой импровизируемые вокализации, исполняемые на отдельные слова, междометия и частицы. Такая простота и унификация выразительных средств составляет уникальность этих песен. В древних песнях, сохранившихся у северных удмуртов, совершенно унифицирована знаковая система передачи мыслей, переживаний, мироощущения и отношения к событиям, которые воспеваются.
В песнях, совершенно разных по смыслу, используется универсальная для всех древних песнопений знаковая система. Вербально они одинаковы, а песни разные рекрутская — грустная, печальная от расставания, свадебная же — веселая, праздничная. Все свои переживания (радости, горя, счастья) исполнитель выражает через музыку, вокализацию отдельных слов, междометий и частиц. Музыка берет на себя и эмоциональную, и смысловую нагрузку. Настроение и переживания передаются не вербальными средствами, а мелодией, ритмом, темпом, тональностью звуков…Использование асемантических слов и различных звукосочетаний в песнях разных жанров восточных финно-угров этнологи рассматривают как отголоски древней песенно-поэтической системы. Импровизация как искусство творения песенного слова в удмуртской традиции является одной из архаичных форм музыкально-песенного мышления. Это целая система импровизированных жанров сольные сакральные заклинательные импровизации, используемые в промысловых обрядах; сольные импровизации полифункциональных напевов, которые являются по сути «уникальными документами личной истории».
Возможно, одна из причин, обусловливающих сохранение таких напевов, — в социально-психологических условиях жизни в деревне жители постоянные, они часто встречаются и регулярно поют одни и те же песни. Отсутствие текста дает свободу для творчества и защищает исполнителей от воздействия на психику слушающих. В подтверждение данного предположения можно привести совершенно удивительные традиционные песни у удмуртов, проживающих в северных районах республики в них универсальны не только вербальные знаки, но и сама музыка. Отсюда и называние их — песни на все случаи («Весяк крезь»)
Эк бен зани, зани да но
Э ке, ке, ке, ке, ке э
Гейни ня, ня, ня, ня, ня — а
Э меда но шуса верало
Э гинэ меда но.
В таких песнях мелодия спокойная, наводящая на размышление о смысле жизни, на обдумывание разных проблем и жизненных ситуаций.


Поделиться информацией

Оставить комментарий

Спасибо, что пришли к нам!

Надеемся, Вы нашли то, что искали?

Пожалуйста, поделитесь этой полезной информацией с другими: